А теперь нажмите на треугольник, чтобы вернуть сайт на место, и, посетив другие страницы, увидеть новые красивые пейзажи Эвенкии!

Больше не показывать это сообщение
  • ГлавнаяОтчёты об экспедициях → Экспедициия 2013. Река Кочечум.

Экспедициия 2013. Река Кочечум.

Автор: Анатолий Фомичев | Дата: 22.10.2014

В этом году я в составе группы Северный путь в очередной раз отправился в Эвенкию. Как обычно, экспедиция состояла из двух этапов. На первом этапе планировалось посетить озеро Дюпкун, которое наша группа (но без меня) уже проходила сплавом в 2004 году. Второй этап – двухсоткилометровый сплав по Кочечуму, могучему притоку Нижней Тунгуски. Об этой реке я слышал много от Олега, но ни я, ни кто-либо из нашей группы, доселе здесь не бывал. По прибытию в Туру, погода порадовала – настоящее лето! Вылететь на маршрут удалось практически сразу – борт нас забрал с аэропорта Горный. Сразу вспомнилась та незабываемая рыбалка, которая у случилась у нашей группы в 2009 году на Котуе, с большим количеством громадных тайменей, с отсутствием комаров и мошки, с теплой комфортной погодой… Но обо все по порядку.

ЧАСТЬ 1. ОЗЕРО ДЮПКУН.

Пролетая над безбрежным «зеленым морем тайги», мы всем экипажем наблюдали за… Пересохшими руслами рек. Погода была явно не характерная для этого региона - очень жарко. Уровень воды упал сильно. Кое-где виднелись очаги лесных пожаров, с характерными столбами серого дыма. «Ну ничего», - думалось нам – «сколько раз мы путешествовали по Эвенкии, и ни разу пожары не были помехой». Больше всего меня доставал недосып – путь из Москвы долгий, смена часовых поясов, три перелета, перемежающиеся скучным ожиданием в аэропортах…

И вот в иллюминаторе показалось озеро Дюпкун – начальная точка нашего путешествия. Сделав несколько кругов, вертолет благополучно приземляется в нужном месте – русле одной из речек, впадающих в озеро. Мы выгружаемся. И странное дело – усталость, которая так мучала меня на протяжении всего перелета, как рукой сняло! Откуда ни возьмись, появились силы, а значит – пора взяться за спиннинг.

Группа распределилась по берегу, начали делать первые забросы. Анатолий Похлебкин, корреспондент журнала «Рыболов Элит», в этот раз составивший нам компанию, первым поймал несколько хариусов. Я отошел чуть подальше и, в надежде поймать что-нибудь покрупнее, тоже стал бросать. Вдруг – достаточно серьезный удар по блесне. К сожалению, выудить рыбу не удалось, но я думаю, что это был небольшой озерный голец.

Ходят байки, что здесь можно поймать гольца до 4 килограмм – вот было бы здорово! Особенно с учетом того, что один из местных промысловиков дал нам координаты перспективных мест с точки зрения рыбалки. Поэтому, мы надули моторные лодки и отправились за добычей.

Отъехав от лагеря, переправляемся на противоположную сторону озера. Какое же оно огромное! Даже на 15-сильном моторе дорога займет не меньше 10-15 минут. А уж с "шестеркой", установленной на нашей лодке - и того больше. Вода очень чистая, прозрачная. Но даже такая вода не позволит заглянуть глубже 5 метров - а здесь глубины могут доходить до 200 метров и более!

Первоначально двигаемся от ручья к ручью, облавливаем все притоки, но результат не впечатляет – хариус периодически попадается, а гольца все нет. Тогда мы приняли решение – попробовать опустить в воду колеблющиеся блесны и пройтись «дорожкой». И тут, наконец-то, пошли поклевки! За несколько часов «дорожения» каждый из нас поймал по несколько гольцов, весом от килограмма до трех. Что характерно, пытались ловить взаброс – почти безрезультатно.

Через некоторое время по рации начались призывы вернуться в лагерь, чтобы наконец-то перекусить. После небольшого перекуса силы появились вновь, и мы решили половить ночью еще немного - и отправились уже по этому берегу. Когда я говорю «отправились» - я имею в виду, на лодке вдоль берега. В результате - еще несколько ощутимых гольцов. Вернулись мы практически к утру. Кое-как добравшись до палатки, я уснул, кажется, еще не успев приземлиться на матрас.

На следующий день была назначена «дипломатическая миссия» - отвезти продукты местному рыбаку, который в одиночестве живет здесь, на озере. Исполнить миссию вызвались я, Олег, и Алексей Рыжов – еще один новый участник нашей группы.

Я всегда поражался таким людям. Один, вдали от цивилизации, он живет здесь, наедине с природой. Ловит рыбу, охотится. В его распоряжении небольшой домик, а также банька таких маленьких размеров, что вряд ли туда могут поместиться одновременно 2 человека. Его задача - заготовка рыбы, а также охранять заимку от диких зверей - медведей. Известно, что медведь - первый гость в зимнике, откуда только что ушли люди. Поэтому, чтобы не пришлось потом делать ремонт после такого визита, в зимнике всегда кто-то должен жить.

Проехав на лодке несколько километров, мы причаливаем у противоположного берега, рядом с маленькой избушкой. Нас встречает целая стая охотничьих собак, а также единственный житель - мужчина уже довольно преклонного возраста, в очках со сломанной дужкой. Мы привезли целый мешок продуктов - все это в тайге на вес золота. Некоторое время, пока Олег разговаривает с хозяином зимовья, мы с Алексеем прогуливаемся, делаем фотографии. Кроме домика и баньки, мы также видим бочки, накрытые сверху оленьими шкурами, а также приспособление для копчения рыбы. Три года назад мы прилетали сюда, и коптилка была полна рыбы. Сейчас она пуста, что говорит о том, что рыбак своей основной задачей поставил просто охрану лагеря.

Что же держит здесь людей? Наверное, та непередаваемая магия настоящей, звенящей тишины вокруг. Эти горы, своими плоскими вершинами, пока еще не покрытыми снегом, создающие характерные черты окружающего ландшафта. Эта кристально чистая вода и воздух, которым ты не просто дышишь, а купаешься в нем.

Поблагодарив нас за столь ценный визит, хозяин базы скрывается в глубине своего низенького домика. А мы отправляемся обратно в лагерь, так как сегодня состоится перелет на реку Кочечум – основной этап путешествия.

ЧАСТЬ 2. «ПУЗЫРИ».

Перелет до назначенной стартовой точки занял немногим менее часа. Место мы выбрали заранее и не случайно – выше по течению река уж совсем мелкая, а здесь наблюдается серия небольших, но с виду перспективных озер, которые мы назвали «пузырями».

Как только вертолет улетел, начали ставить первый лагерь. Все происходит довольно медленно, так как мы уже порядком подзабыли, как все это делается, что нужно в первую очередь, что - во вторую. Да и усталость начинает брать свое.

Поставив лагерь, в первую очередь решили отправиться на разведку на 3 лодках, вниз по течению. Река обмелела, но все же имеются небольшие притоки-ручьи, довольно перспективные с точки зрения рыбалки.

На перекате перед первым «пузырем» начали ловиться небольшие хариусы и сижки, которые своим маленьким ртом сажались на все три крючка. Впоследствии пришлось даже откусить пару крючков, сделав из тройника двойники и даже «одинарники», чтобы можно было ловить сигов и не травмировать сильно рыбу.

В озере начали ловиться и щуки. Первую поймал я, весом около двух с половиной килограмм. Щуку намного крупнее, непосредственно с лодки, повезло зацепить Анатолию Похлебкину. С ней пришлось повозиться, пытаясь втащить ее в лодку. Нам помог подсачек, припасенный Олегом как раз на такой случай. Жаль только, что приспособление оказалось «одноразовым» - в результате у него отломилась рукоять. Вес этой щуки, длиной больше метра, составил 5,6 килограмм.

Буквально через полчаса сплава зоркий глаз Анатолия заметил характерный профиль тайменя в воде. Мы быстро причалили к берегу - и вот он, первый удар «хозяина таежных рек»! С виду, рыба была около 10 килограмм. Немного поборовшись, тайменю видимо надоело, и он спокойно выплевывает приманку и уходит на глубину. Вот вам и первая неудача.

Но ничего страшного. Буквально в нескольких метрах отсюда новый удар – теперь «зацепил» тайменя Игорь Анатольевич, мой отец, а по совместительству и руководитель группы. По усилиям, которые затрачивались при вываживании, а также по видимому размеру рыбы (вода достаточно серьезно увеличивает видимый размер, действуя, как линза), нам показалось: трофей - тридцатка, не меньше! Все с неописуемым волнением стали наблюдать, как отец сражается с хищником. На этот раз сноровка бывалого рыбака не подвела, и победа была за нами.

Кстати, впервые за все время наших путешествий мы взяли с собой весы с карповым мешком – отличное средство, чтобы взвесить рыбу, и притом не повредить ее. До этого мы рыбу не взвешивали, а просто измеряли ее длину. Вес тайменя составил 15.5 кг. А казалось больше! Но все равно, неплохой результат для первого дня путешествия.

Сплав продолжился. На берегу Олег замечает крупного лося. Он видимо вышел к реке на водопой. Заметив нас, животное довольно резво побежало к кромке леса, где задержалось на пару секунд, пристально на нас посмотрело, и скрылось среди лиственниц.

На следующем «пузыре», судя по карте, должно быть заброшенное зимовье. Мы с Олегом решаем осмотреть эту жалкую «песчинку цивилизации» на предмет чего-нибудь интересного. Само зимовье не ознаменовалось ничем интересным, но рядом с ним, возле кучи хлама и старых бочек, мы нашли целое семейство горностаев - практически ручных, совсем не боящихся человека. Было очень интересно наблюдать за зверьками, как они бегают по кругу, по определенной траектории, периодически появляясь то тут, то там в одних и тех же местах, и как бы позируя фотокамере. Олег говорит, что горностаев можно настолько приручить, что они будут жить в одном доме с человеком, как кошки.

Полюбовавшись немного на смешных зверьков, мы отправились дальше. Крайней точкой сегодняшнего заплыва стал небольшой порог на выходе из последнего «пузыря», возле которого экипаж третьей лодки (в составе Олега Фаркова, Анатолия Похлебкина, Павла Бессонова и меня) решил дождаться вечера, с надеждой, что на охоту выйдет таймень. Развели костерок, поставили котелок для приготовления чая. Кругом растет чебрец - небольшая трава, наподобие мха, которую можно заваривать с чаем. Чай был очень вкусным. Но таймень так и не вышел. Зато вдоволь наловились щук среднего размера (от 2,5 до 5 кг.) – их тут было, «как грязи».

В лагере я запрыгнул в свою палатку, и провалился в глубокий здоровый сон.

На следующий день было принято решение пройти все «пузыри» и двигаться дальше вниз по течению. Надо сказать, вчера, возвращаясь, мы опять встретили лося. Сейчас – та же история и на том же самом месте! Подумалось – а не взять ли его с нами, раз он такой настойчивый? Шутки шутками, но, по-видимому, это действительно был один и тот же лось. Сколько лет животные в этих местах не слышали звука мотора! Возможно, именно этот звук, вместе с любопытством, приманивает животных.

ЧАСТЬ 3. ЛЕДНИК.

Пройдя озера, мы опять попытали счастье на перекате на выходе из них, но на этот раз наш улов – всего несколько щук, одна из которых была весом 4 кг. А за поворотом река резко поменяла свой характер. Из достаточно глубокого, с малым течением, Кочечум превратился в мелководную, быструю речку. Но и рыбы оказалось вдоволь! Половили хариуса, поймали несколько двухкилограммовых ленков. Особенно повезло Павлу - он поймал небольшого, 5 килограмм, но первого в своей жизни тайменя. Причем в таком месте, в котором никак нельзя этого было ожидать – всего в нескольких метрах от себя, на мелководье, среди больших валунов в самом русле реки!

На следующий день накопившаяся у всех усталость дала о себе знать. Спали долго, часов до 10. И поэтому решили лагерь не переставлять, а на максимально разгруженных лодках съездить на разведку вниз. В процессе Алексей Рыжов поймал своего первого тайменя - около 10 килограмм. Я поймал довольно крупного ленка, около 2 кг. Это был мой первый ленок в этой экспедиции. На обратном пути пришлось протаскивать лодки по камням против течения – то еще развлечение!

Зато вечером была баня. Для этого у нас имелась большая банная палатка Мобиба. Вместо печки - горячие камни, нагретые на костре, и накрытые сверху ветками лиственницы и можжевельника. В качестве веников – связанные между собой можжевеловые ветки. После парилки - окунались в прохладные воды Кочечума. Ощущение после бани - как будто заново родился! Нет, все-таки, полезное это дело - походная баня!

Утром пораньше группа «Северный путь» отправилась дальше. Судя по спутниковым снимкам, река на протяжении 8 километров по прямой весьма порожистая, а в одном месте имеются характерные белые пятна, которые мы определили, как сливы с крупных водопадов. Пришлось немного перераспределить состав экипажей, пересадив более опытных к менее опытным, дабы избежать различных казусов. Со мной в лодке оказался Павел Бессонов, Анатолий Похлебкин, а также Петрович.

Наши опасения оказались напрасны: белые пятна на спутниковых снимках – это не водопады, а снег! Выход на поверхность вечной мерзлоты. Интересная картина - лето, жара, цветущие вокруг травы и горячие от солнца камни... и снег. Натуральный снег, на фоне всего этого летнего разнотравья. Только здесь, в суровых северных местах, можно увидеть такой парадокс: и зима и лето "в одном флаконе".

Сразу после ледника мелей стало еще больше. Приходилось перетаскивать груженые лодки через перекаты – а за нами ведь следует грузовая лодка! Решили встать лагерем, чтобы дождаться обоза.

К вечеру грузовая лодка все еще не выходила на связь по рации. Около 10 часов вечера отправили первую поисковую бригаду, пешком по берегу, в составе Петровича. Алексея Рыжова и Сергея Ткаченко. Примерно через час они доложили по рации, что прошли около 3 километров и нашли грузовой экипаж. С ними все в порядке, но перекаты оказались слишком труднопроходимыми для серьезно нагруженной лодки. На помощь пришлось выйти второй группе, в состав которой вошел и я. В лагере остался один Павел Бессонов. Протаскивать тяжелогруженую лодку по камням даже для девятерых здоровых мужиков оказалось действительно сложной задачей. Знаковым стал факт, что, когда во время одного из коротких передыхов между этапами «раз, два, взяли» один из нас замечает в воде нескольких достаточно крупных тайменей, никто даже не думает взять спиннинг и остановиться, чтобы порыбачить. Все слишком измотаны. Где-то к 2 часам ночи мы, приложив огромные усилия, все же добрались до лагеря.

ЧАСТЬ 4. ТАЙМЕНИ

На следующий день все встали поздно. С лагеря снялись около 17.00. По пути нас застигла настоящая гроза. Сначала поднялся ветер, и стало прохладно - после жары было даже приятно. Потом пошел сильный дождь. Мы причалили к берегу, слезли с лодки и стали ждать окончания непогоды. Через некоторое время к сильному ливню прибавился еще и град, причем довольно крупный. Раскаты грома были такой мощности, что просто оглушали при каждом ударе. Мы промерзли до нитки. Пытаясь спрятаться от града, я залез под небольшую лиственницу, которая росла на берегу – но эффект оказался практически нулевой. Из-под этого чахлого укрытия мне было больно смотреть на Анатолия Похлебкина, который решил не прятаться, а стойко переносить тяготы и лишения походной жизни прямо на открытой местности и, насколько я понимаю, достаточно болезненно «получал по загривку» крупными, размером с горошину, градинами.

Гроза то утихала, то разражалась с новой силой. Казалось, что туча крутится над нами, не решаясь уйти в какую-либо сторону. Примерно через полчаса все утихло, хотя мне показалось, что прошло часа три! Это была, наверное, самая мощная гроза в моей жизни! Мы промокли до нитки, несмотря на куртки с водоотталкивающим покрытием GoreTex. Переодевшись и немного согревшись внутри с помощью пары глотков «огненной воды» из фляги, мы отправились дальше.

Если говорить о рыбалке, то она на протяжении этого и всего следующего дня была, мягко говоря, «не очень». Пара ленков, несколько хариусов, щука и таймешонок, если повезет - вот результат двух дней путешествия для каждого рыбака из нашей группы. И это притом, что по пути попадались глубокие ямы, которые, казалось бы, должны быть излюбленным местом хищника. А притоки, которых мы ожидали со всем вожделением, из-за засухи оказывались либо полностью пересохшими, либо маленькими ручейками, в которых водилась пара – тройка ленков.

Но уже под самый конец второго дня случилось событие, которое потрясло меня до глубины души. Первая лодка ушла вперед, мы где-то в километре за ней. Анатолий Похлебкин решил, так сказать, заняться осмотром рельефа дна в поисках рыбы. Глубина была небольшая, меньше метра, дно хорошо просматривалось из-за яркого солнца. Типичное место для хариуса. Анатолий встал и начал пристально вглядываться в воду по левому борту. И вдруг... "Таймень!" - говорит он. Все оборачиваются. Я вижу, как сначала справа, потом уже слева от лодки проплывают таймени. "Вижу двух! Нет, трех!" - говорю я. "Три, четыре, пять, шесть, семь, восемь!" - считает Анатолий. Восемь тайменей! Из них три крупных (больше «десятки»), и 5 - поменьше. Мы высаживаемся и начинаем методично пробрасывать блеснами всю поверхность реки. Но безрезультатно. Создавалось впечатление, что таймень просто не хочет ловиться. Мы и меняли блесны, и ставили мышь... Все без толку.

Сообщаем по рации первой лодке о событии. Они нам не верят, считают, что мы шутим, но все же возвращаются. Странно, но тайменей видели только я и Анатолий - ни Павел, ни Петрович, находившиеся с нами в лодке, ничего не заметили. Правда, Петрович сказал, что нам верит, так как видел выражение наших лиц, когда мы увидели тайменей. Решили ставить лагерь чуть выше этого места, под порогом, который в среднюю воду, видимо, представлял бы серьезное препятствие для путешественников. На пороге тоже ничего нет - лишь Петровичу повезло. Он смог выцепить небольшого таймешонка на 5 килограмм.

На следующий день первая лодка опять ушла вперед, "просвистев" вчерашнее тайменевое место. Наверное, они так нам и не поверили, а зря. Мы же с Анатолием, уверенные в благонадежном состоянии своего рассудка, опять начали просматривать дно. И тут я увидел тайменя! Он, весьма крупный, находился от нас по правому борту. Охота на тайменя началась с новой силой. Мы обкидали почти вдоль всего берега, начиная от этого места и до порога.

Вы знаете, мне иногда снится сон, что я ловлю рыбу, и вижу в воде огромных тайменей. Этот сон снится мне довольно часто, но я никак не ожидал, что это случится наяву! Было примерно так. Солнце светило ярко, глубина в этом месте была небольшой - дай Бог, сантиметров 80. И посередине реки - силуэт огромной рыбы, прямо как во сне! Притом, что вижу рыбу только я один, потому что остальные рыбаки кидают блесны в разные стороны, только не сюда. И понятно - что будет делать таймень на такой маленькой глубине, да еще так хорошо освещаемой солнцем! Кидаю свою блесну - как сейчас помню, «Блю Фокс» №6, желтого цвета, прямо рыбе под самую пасть. Хищник нехотя разворачивается и начинает уходить в противоположную сторону. Я кидаю еще раз - и опять попадаю правильно! Рыба разворачивается и уходит за перекат чуть ниже по течению. Что ей не понравилось - то ли цвет блесны, то ли она видела меня, также, как и я ее - не знаю.

Прямо на том перекате стоял Павел и кидал свою большую белую «ложку» - колебалку. Там, вообще-то, как я уже говорил, достаточно мелко. Большие крючки на блесне частенько цепляют всякую дрянь со дна - типа, водоросли, и т.д. И вот в очередной раз тянет он свою блесну с этим "подарком", причем сматывает, чтобы побыстрее отцепить эти водоросли и забросить снова. Но в этот момент, когда блесна практически плывет по поверхности, как мышь, происходит то, ради чего мы все здесь собрались - удар тайменя!

Спиннинг сворачивается в дугу, а рыба начинает медленно уходить по течению вниз. Павел, впервые в жизни вступивший в схватку с рыбой такого размера, сначала немного растерялся и не знал, что делать. Но потом он все же справился с собой и начал перебираться к берегу, держа тайменя на противоположном конце лески «в натяг». Через несколько минут рыба была на суше. К сожалению, весы с карповым мешком остались в грузовой лодке, поэтому размер тайменя пришлось оценивать на глаз. Рыба была больше, чем поймал мой отец - это очевидно. Но по длине не дотягивала до моего рекорда с Аганыли, составив немногим больше 120 см. Мы решили, что вес тайменя должен быть в районе 17-18 килограмм. Рыбу отпустили, а сами мы получили море удовольствия.

Теперь понятно, что заставило держаться такое количество речного хищника в этом, таком с первого взгляда нехарактерном месте. Все дело в том, что на берегу бил небольшой родник с холодной, практически ледяной водой. Известно, что таймень любит холодную воду, поэтому он и скопился здесь. Больше в этом месте тайменей поймать не удалось.

За следующие несколько дней группа преодолела километров 80. За это время я умудрился порвать свои «вейдерсы», и мне пришлось воспользоваться запасным однослойным комплектом, который, на счастье, оказался с собой. Первая лодка, все время убегающая от вперед и пытающаяся обловить все перспективные места, пока не успели подойти остальные экипажи, налетела на камень. Сломала редуктор, и теперь шла с нами в единой связке на одном моторе, периодически отцепляясь и переходя на весельный ход перед перекатами. Но рыбалка оставляла желать лучшего: несколько небольших тайменей, и остальной рыбы совсем чуть-чуть.

Лишь один приток порадовал некоторых участников экспедиции (а именно Олега Фаркова и Анатолия Похлебкина), когда они решили в ночь совершить разведочный марш-бросок по берегу пешком. По их словам, было поймано и отпущено большое количество достаточно крупных ленков, которые водились в небольших лужах – заводях, оставшихся от некогда полноводного притока. Так как в этой местности мы установили лагерь на целые сутки, остальные участники тоже решили прогуляться – только на этот раз результат – «с гулькин нос». Я вообще ничего не поймал, остальные - по несколько ленков. Куда же все-таки делась рыба? Интересную мысль высказал Алексей Рыжов. По его мнению, в сибирских реках рыбы не так уж и много, по сравнению, например, с дельтой Волги. Но если рыба есть - она довольно активно клюет. Именно поэтому ее так просто выловить или «понакалывать» практически всю. Сейчас рыба не клюет, потому что большую ее часть Анатолий с Олегом уже «научили уму-разуму», а остальная – ушла туда, где вода холоднее.

Кстати, наше предположение, что из-за устоявшейся жары рыба ушла в верховья в поисках холодной воды, косвенно подтверждается тем фактом, что упомянутых выше двух тайменей поймали в месте впадения небольших притоков, имеющих на удивление холодную воду. Ни на перекатах, ни в ямах тайменя нет. С помощью оказавшихся у Петровича часов с термометром начали измерять температуру воды. Оказалось, что в среднем она держится в районе 15 – 16 градусов, и лишь иногда понижается до 12 градусов, что для тайменя все равно недостаточно.

За три дня до планируемого окончания экспедиции, часам к восьми вечера мы, как всегда, искали место для установки лагеря (для ночлега). Внимание привлек небольшой ручеек, стекающий с высокого берега и проложивший себе дорогу сквозь крупные валуны. Подойдя поближе, я сразу же увидел двух тайменей: один небольшой, килограммов на 5, второй - около 15 килограмм. Так как в руках был спиннинг, я сразу же сделал заброс. Последовал удар – но таймень сошел, видимо, ему не понравилась блесна. Алексей и Петрович буквально через минуту вытащили по одному экземпляру, килограмм по 10. Я решил поставить любимую колеблющуюся блесну на тайменя – «красный верх, белый низ», и направился подальше, чуть ниже этого притока, пока остальные не опомнились.

Заброс, удар – и спиннинг сгибается под тяжестью рыбы! Я так переволновался, что, вытаскивая рыбу на берег, совсем забыл, что у гибкости спиннинга тоже есть предел… Анатолий Похлебкин, подоспевший вовремя, чтобы сделать пару кадров для журнала, показал мне потом на фото, какие невероятные «восьмерки» выписывало удилище, и как он не сломался – я не знаю! Поймите меня правильно, я действительно был сильно взволнован – но никогда не повторяйте моей ошибки, особенно в борьбе с тайменем!

Вот название спиннинга, благодаря которому таймень весом 13,6 килограмм все-таки был вытащен на берег – SIMA X. Кажется, я поставил свой рекорд за эту экспедицию.

Приближался вечер заключительного дня экспедиции. Группа облавливала все притоки, вода в которых была хоть на несколько градусов холоднее основного русла Кочечума. В очередной раз мы высадились на берег и рассредоточились возле устья. Петрович и я направились к небольшой заводи, образовавшейся сразу после притока. Петрович зашел в воду и начал забрасывать блесну в сторону реки. Я же решил обойти заводь, чтобы посмотреть, что живет непосредственно в ней. Сквозь камни с берега сочилась достаточно холодная вода, что меня навело на мысль о теоретической возможности нахождения тайменя в этой «луже». И тут я увидел, как прямо от берега отошла какая-то рыба. Конечно, я решил, что это щука – глубина заводи в этом месте - не больше 20 сантиметров. Причем, направилась она как раз туда, где спиной ко мне по пояс в воде стоял Петрович, деловито кидающий снасть в бурные воды реки. Дай, думаю, попробую! А вдруг повезет? И, ничтоже сумняшеся, забрасываю свою блесну аккурат метрах в трех от Петровича. И вдруг – удар! Удивлению моему не было предела – ведь кидал – то больше от любопытства! Вытаскиваю – четырехкилограммовый таймешонок. Бывает же такое!

Поначалу решили установить лагерь прямо возле этого притока и дожидаться вертолета, тем более что часть команды (я в их числе) уже пребывали в предвкушении возвращения домой. Но, посовещавшись, все же приняли решение пройти еще несколько километров до следующей реки, в надежде найти более перспективное место в плане рыбалки, чтобы сегодня и завтра, перед вертолетом, можно было "отвести душу".

За полтора часа проходим несколько поворотов реки, преодолев с ходу на веслах парочку перекатов. И тут Павел замечает под лодкой какую-то крупную рыбу! Так как на этом месте встать негде, мы подходим к ближайшему притоку и высаживаемся. Правило «кто первым забросил – тот и поймал тайменя» в данном случае сработало на 100%. Мы с Павлом, державшие свои спиннинги в руках еще на подходе к берегу, спешно десантируемся, забрасываем – и вот оно, рыбацкое счастье! Каждому по тайменю! Наметанный глаз Сергея Ткаченко говорит ему, что место – просто изумительное. Из тайги вытекает ручей, оставшийся в результате засухи от достаточно крупного притока, образуя заводь – куда он и делает первый заброс. Отпустив своего первого тайменя, я почти бегом направляюсь туда же, чтобы составить конкуренцию. Вижу – Серега уже тащит! Забрасываю – и у меня удар! Сражаясь с тайменем, замечаю, как заводь просто вскипает от количества рыбы. К этому моменту поспевают и другие участники экспедиции. Начинается суматоха, все кидают кто куда!

Когда все стихает – пойманные таймени отпущены, а новые никак не ловятся, мы начинаем установку заключительного лагеря. И лишь Петрович продолжает пытать счастье. Оказалось, что во время нашей «атаки», где-то посередине заводи он разглядел серьезную, крупную "торпеду" - явно больше всех тех, которых мы ловили в этой экспедиции. Надеясь поставить новый рекорд, опытный рыболов цепляет самодельную мышь, позаимствованную им у одного из членов экспедиции. Выйдя на позицию, он кидает приманку точно в то же самое место, где видел рыбину. И тут, прямо возле берега, «хозяин реки» показывается вновь! Сопроводив атаку ударом по поверхности воды мощным хвостовым плавником, таймень хватает наживку, чтобы… через несколько секунд сойти. Вытащив снасть, Петрович видит, что подвела хваленая мышь, просто разорванная хищником на две части. Жаль, это мог бы быть рекордный таймень.

Вечером того же дня, во время заключительного ужина, все делятся впечатлениями о рыбалке. Хоть трофейный экземпляр и ушел от нас – все равно вот этот последний этап в несколько километров, который многие и не хотели преодолевать, стал самым богатым в плане удовольствия от рыбалки! И как жаль, что завтра уже улетать!..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Но вертолет за нами в назначенный день так и не прилетел. Всему виной лесные пожары, которые бушуют в это время в окрестностях Туры.

Погода была весьма комфортная, даже по местным меркам очень жаркая - до 35 градусов на солнце. Если бы не легкая завеса дыма, создающая некое подобие фильтра, мы бы все сгорели на солнце, так как в последние дни особенно ни кто не рыбачил, многие просто загорали. Мошки и комаров днем практически не было, что превратило два последних дня экспедиции в некое подобие пляжного отдыха, одно лишь мешало комфортно отдыхать - вопрос, когда же все-таки за нами прилетит вертолет?

По итогам поездки могу сказать, что, ни смотря на то, что трофейного тайменя поймать нам так и не удалось, рыбалка была все же удачной. Мы поймали достаточно много тайменей, которые держались в основном в местах притоков холодной воды - суммарно, более 30.   Преимущественно, в небольших заводях с холодной водой, образованных впадающими ручейками. Также, есть ленок, хариус, сиг, щука. Окуня здесь нет. В первые дни на реке рыбалка была очень хорошей, но потом рыба исчезла. Лишь к концу путешествия мы нашли желанные притоки с холодной водой, и вдоволь там нарыбачились.

Забрали нас только через три дня, и если бы не спасительный ветер, прогнавший на время непроглядную дымную пелену, не известно, сколько бы еще там просидели.

Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями или родственниками! Для этого нажмите на одну или несколько кнопок социальных сетей, и Ваши Друзья узнают о проекте СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ

• Случайные фрагменты из текстов сайта:

...Все началось с идеи разведать странное озеро в районе реки Котуй, по форме напоминающее глаз, и которое хорошо видно из гугл-карт. Сплав решили начать с верховьев реки Сида, пройти по ней до Котуя - и дальше до озера... узнать больше →

© Перепечатка материалов разрешена только с согласия автора.