А теперь нажмите на треугольник, чтобы вернуть сайт на место, и, посетив другие страницы, увидеть новые красивые пейзажи Эвенкии!

Больше не показывать это сообщение
  • ГлавнаяРубрика Олега Фаркова → Котуй

Котуй

Автор: Олег Фарков | Дата: 5.2.2015

В середине сентября позвонил мне мой хороший знакомый, работник местного авиапредприятия Евгений с просьбой помочь организовать поездку его знакомых на реку Котуй, порыбачить. Суровый Котуй был для меня знаком, я неоднократно проходил по этой далёкой, красивой, а местами -сказочно мрачной реке. На том и порешили, собираемся! Добрал команду, в неё вошли ещё двое: Володя и Сергей, его сын. Разработали маршрут, составили список оборудования и продуктов, взяли лицензии и всевозможные разрешения - в общем, всё как всегда перед далёкой и серьёзной поездкой.

И вот уже мы летим в вертолёте над необъятной, бескрайней северной тайгой. Человеку с материка просто трудно вообразить такие просторы! Пролетая ни одну сотню километров, мы не видим даже признаков цивилизации, ни говоря уже о городах и сёлах. Да и не удивительно, площадь Эвенкии 767,6 тысяч кв. км., а плотность населения 0,03 на 1 кв. км., - такое представляется даже с трудом. Под нами проплывала низина реки Воеволи – Хан, усыпанная зеркалами озёр, в которых рыбы столько, что и не приснится. Ближе к Котую заглядывают к нам в иллюминаторы величественные, лысые от древности гольцы предгорья плато Путорана… Ощущение свободы духовной, физической, и душевный трепет!

Высадились мы на реке Котуй, на косе чуть ниже устья Воеволи – Хан. Река в этом месте узкая, при желании камнем перекинуть можно, но для рыбалки это не помеха. Накачав лодки, подвесив моторы, я с нашими гостями Ромой и Женей на водомёте поднялся по Воеволи километров 15, до первого стоящего притока. Но, увы, кроме хариуса ничего не поймали, вода мутная, в верховьях дожди шли.

Вечером возле лагеря поймали таймешонка на 3 кг, которого сразу без фотосессии вернули реке. В этом месте ловился крупный сиг, которого я очень люблю ловить, и для этого привёз с собой дождевых червей. Собрал на базе спиннинга нехитрую снасть, привязал к плетёнке грузило и поводок, наживил червя, и забросил возле готовых к завтрашнему отплытию лодок.

Но до сна поклёвок так и не было. После плотного ужина попадали по палаткам, и практически сразу все затихли, устали.

Утро выдалось прекрасное, ясное, прохладное - осеннее! Протерев глаза, я обратил внимание на провисший шнур на спиннинге, скорей всего налим ночью моего червячка навернул, разбойник! Налимчики тут тоже, кстати, хорошие попадаются. Взял спиннинг, стал вываживать. Судя по весу, было что-то приличное, но сопротивлялось вяло: практически стопроцентная гарантия, что налим хороший. Но каково было моё удивление, когда у берега мой налим засверкал на солнце серебром! Рыба, похожая на сига, но в несколько раз больше, лениво переваливалась на мелководье. Как всегда весь народ собрался возле меня в недоумении. Вытащив общими усилиями рыбину на берег, стали её рассматривать. Моим первым серьёзным трофеем в этой поездке стал чир, который потянул 9 кг!

На следующее утро мы двинулись вниз по Котую. Мутноватая вода мешала нам рыбачить, ловились небольшие щучки, окуньки, хариус. Я с Женей и Ромой на лодке длинной 5,5 метров ушли вперёд, а Серёга с батей на спаренных 4,5-метровых, получивших за это позывной «обоз», шли сзади. У них был основной груз, продукты, палатки, и т.д. С рыбалкой мы дошли до порога Санат. Порог серьёзный, четыре гряды, и сколько раз я его ни проходил, он преподносил мне новые сюрпризы: то тихий и ворчащий, то злой и крикливый. Всё от уровня воды зависело. В этот раз он мне показался тихим, с пологими волнами, с глухим бормотанием. Было решено дождаться обоз и уже командой пойти вниз, проинструктировав рулевого на обозе (им был Володя) и настояв на том, чтобы все одели, и подогнали спасательные жилеты. Сильное беспокойство по поводу прохождения данного водного препятствия выражал Серёга, мол, молодой я ещё, не пожил совсем! Порывался пойти пешком по скалам. Но после моих обещаний и уговоров успокоился, и даже как-то повзрослел.

Пройдя первую гряду, я понял, что порог играет более чем хорошо! На втором каскаде усилился прибой к правому берегу, где стеной нависала скала. Обоз подхватило, и понесло на неё, но опытный Володя аккуратно, без резких манёвров вывел лодку из бурной струи, чем устранил угрозу столкновения.

Дальше всё прошло как по маслу. При выходе с порога на правой стороне у камней что-то рыскал молодой волк. Мишень была не из лёгких, вода после порога ещё не успокоилась, пули ложились рядом со зверем, но ни как не в него. Я перестал тратить патроны зря, просто плыл, и держал его на мушке. Волна потихоньку успокаивалась. Зверь к нашему удивлению не убегал, видимо из-за шума порога он и не понял, что произошло. В лодке царила тишина. Струя поднесла нас к нему метров на 70, только потом он медленной походкой потрусил к лесу. Пуля догнала его в тальниках, когда надежды уже не было. Волк молодой, неопытный, вот и поплатился жизнью. Тайга ошибок не прощает.

Стало подмораживать. Конец сентября, гуси полетели на юг, по утрам курейки и лужи стало затягивать нежным, пугливым ледком. Вода стала падать, а с этим явлением стала улучшаться рыбалка, стала ловиться более-менее крупная щука, окунь, возле чистых ручейков стал попадаться достойный хариус. Но крупного тайменя так и не было. На притоке Котуя  Мойеро хорошо половили сижков на «Мепс» № 0. Там же разбили лагерь.

Вечером, когда уже стемнело, я пошел к лодке за спальником. На голове у меня светил фонарь, боковым зрением я заметил две сверкнувшие бусинки в воде у места, где я чистил рыбу на ужин. Подойдя поближе, заметил отходящего, килограммов на 5, налима. Помешал  я ему ужинать, вероятно. Залез потихоньку в лодку, предварительно достав из воды остатки трапезы ночного хищника, насадил их просто на стоящую на спиннинге блесну, поднял скобу, и опустил снасть на дно. Подёргивая и постукивая по дну, стал играть приманкой. Недолго мне пришлось ждать поклёвки! При подъёме что-то повисло мёртвым грузом на том конце снасти. Сделав подсечку, я выволок на берег извивающуюся рыбину. Таким образом, я поймал ещё одного, и всё! На притоке Сикосян поймали щуку на 12 кг.

После чего мы вошли в каньон. Одно из красивейших мест по Котую, красивые скалы, которые переливаются на солнце разными цветами радуги. Вот сколько раз прохожу это место, и всегда нахожу для себя что-то новое и прекрасное. Есть в каньоне река, которая спрятана природой в узком ущелье, какая сила раздвинула скалы для этого свободолюбивого потока!

В устье этого притока под скалой есть ямка. Она небольшая, я её обнаружил по малой воде. И сейчас, зная точное место, используя спиннинг, как маховое удилище, взял из этой ямки два небольших таймешонка на 5 и 7 кг. Ловил на белый с красной головкой воблер, 11 см., плавающий, что на мелких речках очень важно, и заглубление не более 50 см.

На реке Тукалан тайменя крупного тоже не взяли, но зато оторвались по хариусу. Ловили на «лайтовые» снасти. И какое было удовольствие, когда на крючок садился таймешонок на 2 – 3 кг! По реке Тукалан есть приток Джерголах, мы как-то там, по-моему, в 2005году (точно уже не помню), поймали тайменя 152 см.! Мой рост 167 см., для сравнения. Этот рекорд так ещё и не побит!

Вечером пошел мокрый снег, похолодало, залезли в палатку с печкой, все в одну. В тесноте, но не в обиде.

Утром решили пройти 60 км., до притока Аганыли, и там уже стоять до вылета. Стало сильно холодать, была вероятность где-нибудь «премёрзнуть», а поблизости не будет места для посадки вертолёта. А ведь поверьте моему опыту, что так и будет, как назло!

Сказано – сделано. Дошли до косы ниже Аганыли, место знакомое, выручало даже в большую воду, когда все косы были затоплены.

Поставили лагерь, и утром на водомёте решили втроём подняться по Аганыли 8 км., до притока Мыска. Тайменёвое место, неоднократно нас радовало! Но увы, уровень воды был мал даже для водомёта, перекаты совсем сухие. Намучившись, натаскавшись лодку, вернулись в лагерь.

Мороз крепчал, местами по льду можно было ходить. Начались проблемы со спиннингом, всё обмерзало, не помогал даже спрей против обледенения. Плетёнка на катушке напоминала бабушкин маток ниток, такой же большой, пушистый и мягкий.

Но ещё маленькая неприятность нас ждала впереди! Начал катиться таймень! Стоишь на кромке льда, спиннинг в сосульках, нос тоже, пытаешься всеми правдами и неправдами хоть немножко подальше, чем товарищ, забросить блесну, а она, зараза, примёрзла, и крутится у тебя над головой. Но всё это стоило мучений, таймень клевал, хоть и сходил частенько, цепляясь за кромку льда. Мой трофей за эту поездку весил 16 кг.

Погода испортилась совсем: снег, ветер. Звонил в Туру - там тоже мрак! Сидим. На работу опоздал, прогул!

Вечером 2 октября из лесу стали доносится странные звуки, похожие на «хорканье» оленя. В бинокль разглядели ниже по течению переправу оленей. Весь берег до поворота был усыпан этими животными, началась миграция дикого северного оленя, с Хатанги прёт! Но к нам близко не подходил, слышно было, как обходит по лесу, по берегу, не доходя нас метров 500, переплывал Котуй. Я и Володя решили попытать своё охотничье счастье, покараулить в стороне от лагеря. Но увы, просидев до темноты, олени на выстрел так и на подошли. Первые идут, боятся, потом уже им всё равно будет. Правда раз я всё-таки стрельнул по волку на той стороне, но промазал. Далековато для открытого прицела, метров 400 будет!

Утром проснулся от того, что кто-то дёргает меня за ногу. Это был Серёга, он знаками дал мне понять, что пора вставать, и выходить. Я потихоньку вылез из палатки и посмотрел в сторону, куда показывал малой. На пригорке напротив палаток шел табун диких оленей, посматривая на нас, не торопясь удаляясь в лес. Без резких движений взял карабин, выбрал достойного для трофея быка, и уложил его. Больше стрелять не стал. В итоге олени просто обложили нас, они были везде! Это мы тут гости, а они дома!

Фото - трофейный олень

Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями или родственниками! Для этого нажмите на одну или несколько кнопок социальных сетей, и Ваши Друзья узнают о проекте СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ

• Случайные фрагменты из текстов сайта:

...Группа Северный путь отправляется в западную часть Эвенкии, в сплав по одной из самых красивых рек Сибири... узнать больше →

© Перепечатка материалов разрешена только с согласия автора.