А теперь нажмите на треугольник, чтобы вернуть сайт на место, и, посетив другие страницы, увидеть новые красивые пейзажи Эвенкии!

Больше не показывать это сообщение
  • ГлавнаяОтчёты об экспедициях → Дневник рыбака. Экспедиция по р. Колпакова (Камчатка). 2007 г.

Дневник рыбака. Экспедиция по р. Колпакова (Камчатка). 2007 г.

Автор: Анатолий Фомичев | Дата: 9.4.2015

Предлагаю Вашему вниманию дневник, который я вёл во время экспедиции на Камчатку (кальдера Узон, река Колпакова, Охотское море), состоявшейся в 2007 году. Сей дневник уже был опубликован на одном из сайтов в Интернете, так что привожу его без изменений, но добавляю несколько новых фотографий.
       11 июня. Прилёт. Стартовали из аэропорта Елизово. Первый лагерь запланирован на реке Жупанова, что на восточной стороне полуострова. По пути должно состояться посещение кальдеры Узон, а также пролёт рядом с действующим вулканом Карымским.

Вулкан являл собой занимательное зрелище, особенно для нас, впервые видящих это природное чудо. Из его вершины шёл дым, рядом находилось озеро, в котором когда-то была рыба. Несколько лет назад, а именно в 1996 году, произошло подводное извержение, в результате чего вся рыба погибла – сварилась в этом образовавшемся котле.

Первая посадка состоялась в кальдере Узон. Экскурсовод Света рассказала, что когда-то на этом месте тоже был вулкан. Затем во время одного из сильнейших извержений произошёл взрыв, в результате вместо вулкана образовался кратер огромных размеров. Мы сейчас находимся на дне этого кратера. Здесь наблюдается довольно много озёр с горячей водой, состав которых включает всю таблицу Менделеева. Одно из этих озёр в своё время посещал первый президент России – Б.Н. Ельцин, и даже, по слухам, купался в нем.

Услышали гул, неподалёку за горами показалось облако, похожее на дым. Нам сказали, что это произошёл газо-пепловый выброс из вулкана Корымский. А ведь мы полчаса назад пролетали в непосредственной близости от него!
       Вокруг наблюдается большое количество следов медведей. Эти животные, по словам экскурсовода, приходят сюда лечить лапы в горячей глине. Самих медведей мы так и не встретили.

Экскурсия закончилась, мы пообедали рядом с вертолётом, затем совершили перелёт на Жупанова.

Местечко, где мы приземлились, не очень: вокруг одни кусты и болота. Пилот сказал, что погода портится, и завтра перелететь на реку Колпакова может и не получиться. В связи с этим решили немедленно перелететь на Колпакова сегодня.
       Приземлились в довольно красивом месте, кругом горы. Но нам сейчас не до этого – после изнурительных перелетов все дико устали. Поставили палатки, и я лёг спать.

12 июня. Стоим лагерем. Встал я сегодня рано, ещё затемно. Смена часовых поясов дает о себе знать, начался период акклиматизации. Развел костёр, посидел у реки. Решил, что сегодня буду отдыхать.

Утром мой отец и несколько товарищей полши на рыбалку ниже по течению. Чуть позже один из организаторов экспедиции – Валерий – зорким глазом увидел вдалеке, как одинокий медведь направился точно в ту же сторону. Как результат - один из участников «вылазки» - Эдуард – пережил несколько неприятных минут, заметив в последний момент медведя внезапно в 15 метрах от него, стоящего на задних лапах! Это, конечно, странно - животное должно было заранее увидеть приближающегося человека, но факт остается фактом. Наверное, из-за своего плохого зрения зверь проявлял таким образом любопытство. А когда насмерть перепуганный рыбак начал хлестать своим спиннингом по воде, животное поспешно ретировалось. В итоге – пара пойманных микиж неплохого калибра, и незабываемые впечатления!

Вечером и я выбрался на рыбалку, чуть выше по течению, правда ничего не поймал.

13 июня. Начало сплава. Сегодня начинается сплав по реке. Мы спешно собираем и упаковываем свои вещи, натягиваем «вейдерсы».
       Всего у нас 3 плавсредства – один катамаран и два надувных плота. Разделили экипажи, мне выпало идти на катамаране вместе с отцом, Валерием и Эдуардом. Второй экипаж (рафт) – Геннадий, Сергей и Иван. На грузовом рафте – Павел и Алексей. Да, чуть не забыл! Еще одним полноценным членом второго экипажа стала собака породы лайка, по кличке Альма.

Все плавсредства будут передвигаться в основном на вёслах, но имеются и моторы, по одному на каждое. Моторы слабенькие, 3 лошадиные силы, но их должно хватить для руления во время сплава. Против течения, я думаю, они не смогут пойти. Но время покажет.

Интересную конструкцию придумали для крепления моторов на рафтах. Изначально эти надувные плоты не предназначены для мотора, у них нет ни какого крепления. Но всё же осуществить задуманное удалось, не понятно только, насколько удобна будет такая конструкция… Доски для неё выпиливали прямо на месте из брёвен, с помощью бензопилы.

Сразу на старте случился неприятный казус, который мог окончиться для нас плачевно. Усевшись на катамаран, Валерий стал заводить мотор. Но мотор был холодный, не заводился. Под действием течения катамаран отчалил, мы не успели среагировать и совершенно по-дилетантски налетели на дерево, торчащее из-под воды. Одна гондола зацепилась за дерево, в то время как другая осталась с другой стороны. Неприятность заключалась в том, что моему отцу зажало ногу между гондолой и деревом. Пришлось действовать быстро. Ногу кое-как освободили, спустя некоторое время освободили и сам катамаран. У нас уплыло одно из вёдер с едой. Но обиднее всего, что мы потеряли весло. Кроме того, утопили один из GPS-навигаторов.
       Весло нашлось! Ведро с едой тоже. Ниже по течению их поймал второй экипаж. Очень удивились, как это – ведро с едой и весло плывут, а нас нет. GPS-ку всё-таки потеряли.

Следующее препятствие на нашем пути – так называемая «гребёнка» - дерево, висящее над водой и своими ветками преграждающее путь. С помощью топорика и промокших «вейдерсов» очистили себе путь.

Течение усиливается, волны метровой высоты и больше. Прошли трудный участок. Заливало почти с головой, хорошо, что у катамарана нет дна! Трудно будет нам, ещё не освоившимся с вёслами. Я не успеваю снимать фильм и фотографировать, так как всё время приходится хвататься за весло. Интересно, как там другие экипажи!

Ловится довольно много микижи. Основную часть отпустили, несколько оказались с повреждёнными жабрами и их оставили на ужин. Одну рыбину я ухитрился поймать прямо у ног. Собирался блесну поменять, и когда вытаскивал ее, из воды практически выпрыгнула рыбина и схватила блесну!

Встали лагерем в 5 часов вечера. Плавсредства, привязанные к дереву, трутся друг о друга и о камни – как бы не пришлось заштопывать… Так и не удалось найти более подходящего места для ночевки и рыбалки, зато дров для костра навалом!

14 июня. Спортивный сплав. Первоочередная моя задача в этой экспедиции – снимать фильм и делать снимки. Но на катамаране этим практически невозможно заниматься! Все время работаешь веслами, да еще и накрывает периодически с головой какая-нибудь волна. Поэтому мы решили, что я пересяду с катамарана на рафт и продолжу путь вместе с Иваном и Сергеем, вместо Геннадия, который пересядет на катамаран.

Прошли один из «адреналиновых» участков. Рафт идёт не в пример спокойнее. Иван, наш проводник, гребёт на вёслах лучше, чем все четыре гребца на катамаране! Хотя волны всё выше, даже на надувном плоту нас заливает. Не знаю уж, каково им там, на катамаране… Грузовой плот совсем куда-то отстал.

Подошли к скальному выступу, река круто поворачивает на манер «скобы». Между скалой и основной рекой образовалась спокойная заводь, где остановился экипаж на катамаране. Напротив скалы – бурное течение. Этот сложный участок нам еще предстоит пройти. Опасно, может прижать к скале или, не дай Бог, перевернуть плот.
      Наши друзья на катамаране сорвали шпонку на моторе. Пока чинились, я побродил по окрестностям и сделал несколько снимков окружающего ландшафта.

Итак, отплываем. Катамаран должен следовать за нами через некоторое время. Скалу прошли с трудом. Мотор завели на полную катушку, но, пройдя метров 300, вдруг вспомнили, что забыли на берегу нашу собаку! Причалили, Иван пошёл за ней по берегу.
      Сидим с Серёгой уже 40 минут, ни кого не видно. Меня терзают смутные предчувствия, не случилось ли чего… Если через 15 минут ни кто не появится, мы пойдём туда сами.
      Только мы собрались идти, как увидели катамаран. Значит, всё в порядке. Вижу вдалеке Ивана с собакой, идущего к нам по берегу. Мы спрашиваем, почему первый экипаж так долго не появлялся. Оказалось, что, выйдя из спокойной воды на участок с сильным течением (ту самую сильную струю перед скалой) экипаж не успел выровнять катамаран. Он встал поперёк течения и начал заваливаться на бок. Геннадий свалился с верхней гондолы, а мой отец вообще оказался в воде, во время схватившись за катамаран. Слава Богу, что никто не пострадал, и фиг с ней, с этой коробкой блесен, которую все же утопили! И как хорошо, что я пересел с катамарана на рафт! Иначе бы вся моя аппаратура со мной вместе в воде очутилась.

Идём дальше. Вдруг экипаж грузового рафта по рации нам передает сообщение: «Срочно причаливайте к берегу!» В голосе звучала неподдельная тревога. Что-то произошло, мы причаливаем.
      Да, что-то нам сегодня не везёт. Грузовой плот в составе Павла и Алексея оказался впереди, они за поворотом не заметили во время сложный участок. Там, по-видимому, лежит огромный камень, в результате чего образовалось ближе к правому берегу реки некое подобие небольшого водопада. За сливом вода закручивается, образуя водоворот. Рафт залетел прямо в самый центр этого опасного участка. И, несмотря на то, что экипаж, в общем, сделал всё правильно, нос был направлен прямо, рафт резко развернуло и, под напором воды, Павла выбросило за борт, прямо в этот водоворот! Он успел ухватиться за веревку, протянутую вдоль борта, и ребята кое-как выбрались. Не уцелел только фотоаппарат, безнадежно затопленный водой.

Чуть ниже по течению обнаруживаем ещё один такой же участок. Решаем вопрос, как будем переплавляться. Иван говорит, что ничего сложного, нужно лишь держаться левее.
      Решение принято – наш экипаж идёт первым. Иван достаточно опытный гребец, все надежды теперь на него. Павел рекомендует мне крепче держаться. Беру всю свою волю в кулак с надеждой, что всё будет в порядке. Но мои опасения оказались напрасны. Все экипажи прошли этот участок вообще без проблем, двигаемся дальше.
     Идёт дождь, довольно холодно. Мы одни, грузовой рафт и катамаран куда-то пропали. Рация не отвечает. У нас нет с собой ни спальных мешков, ни палатки. Серьёзная недоработка, что весь груз находится в грузовой лодке! Нужно в будущем принять к сведению, что всё необходимое нужно возить с собой.
      Появился грузовой плот. Они попали в другую протоку, поэтому мы их и не видели. Теперь ищем катамаран. Очень холодно, пальцы у нас еле двигаются. Совсем не до рыбалки.
      Вот и катамаран! Теперь ищем место для ночлега. Скорее бы согреться…
      Отдых. Сегодня прошли 33 километра. И ни какой рыбалки.

15 июня. Баня. Сегодня был спокойный заплыв на несколько километров, на каждом удобном месте ловили рыбу (микижу).
      Вечером была баня, которую мы установили на берегу реки. Мужики выскакивали из неё прямо в холодную воду.

16 июня. Дорога жизни. Весь день продолжается сплав. Река спокойная, но вода начинает мутнеть и подниматься. Соответственно, рыбалка стала хуже. Но мы не отчаиваемся, впереди – места для ловли чавычи!
      Вечер. Встали на островке, на котором нет ни одного кустика, чтобы сходить в туалет. Имеется лишь пень, стоящий прямо на излучине реки. От «материковой» части нас отделяла небольшая протока метров 5. В сапогах и вейдерсах перейти можно, а в кроссовках вечером – никак. Проблему решили быстро. Перебрались на «материк», спилили дерево, которое образовало своеобразный мостик. По нему перебирались на другую сторону с острова. Теперь – это наша «дорога жизни».

17 июня. Метеостанция.
      Спокойный сплав продолжается. Вода всё мутнее, да и погода меняется. Ловится микижа, но не так много, как раньше. Мы её отпускаем.
      На берегу увидели небольшой домик, похожий на сарай. Рядом – еще несколько строений, всё это обтянуто редким забором с красными флажками. Заброшенная метеостанция. Флажки для того, чтобы отпугивать медведей. Мы на флажки решили не надеяться, и прошли еще несколько километров, прежде чем встать лагерем.

18 июня. Чавыча. Сегодня пришлось встать рано: подъём в 6 часов утра. Мы приближаемся к местам, где уже может находиться чавыча – главный объект рыбалки. Кое-как собрались, отправляемся.
      На одной из остановок я зацепил две крупные микижи, одну из которых сначала даже приняли за чавычу. Что ж, азарт нарастает, каждый хочет поймать первым!
       Иван поднялся на один из крутых берегов, и оттуда вдалеке увидел море. Я взял фотоаппарат и камеру, тоже поднялся. Моря не увидел, зато полюбовался на бескрайние просторы тундры. Ни одного дерева – до горизонта!

Мы отчалили от берега. Так как с управлением на рафте справляется один человек, в нашем случае – Иван, я немного решил прикорнуть. Слышу – наши совещаются, где дальше ловить. Иван говорит, что можно встать туда, где только что стоял экипаж катамарана. Что ж, попробуем…
      Прицепив «колебалки» потяжелее, мы с Сергеем начали делать первые забросы. И вдруг – удар! Я подсекаю, рыба начинает метаться из стороны в сторону, уходить в глубину. Я не даю ей слабины, но в то же время не беру на силу, чтобы леска не порвалась. Рыба несколько раз появляется на поверхности. Иван говорит: «Чавыча!» Наконец-то! Но ее еще надо вытащить. Подвожу к лодке, Иван аккуратно вытаскивает рыбину за хвост и поводок. Ура! Первая чавыча поймана. Небольшая, килограмма на четыре, тянула, как хорошая 8-килограммовая щука! Передаём по рации о нашей удаче на катамаран.
      И тут совсем рядом, метрах в трёх от борта, мощный всплеск! Появилась спина крупной рыбины, сделала поворот, вспенив в этом месте воду. Как говорится, «дала горба»! Мы начинаем махать спиннингами с учетверённой силой.
      Пока кидали, еще два мощных всплеска рядом с рафтом! Я понял, что «колебалка» не достаёт дна, решил поставить небольшого воблера, на удачу. Сделал пару забросов – и вот она, удача! Помня о том, что на моём воблере крючки непозволительно маленькие, а рыба, судя по всему, довольно крупная, стараюсь не прикладывать много силы. На том конце лески, похоже, не поняли до конца всю серьёзность положения. Сопротивление какое-то вялое. Несколько раз подвожу рыбу к лодке, но Иван не успевает ухватить – добыча опять уходит на глубину. Положение усложняет тот факт, что рядом с рафтом много коряг, и если рыба уйдёт под одну из них, то, скорее всего, отцепится. И вот, в который раз рыбина оказывается возле борта. Она делает попытку уйти под корягу, я тяну в другую сторону, и, - о чудо! Рыба разворачивается и идёт прямо к плоту. Иван ловко хватает её одной рукой за хвост, другой – за поводок, и, не без труда, вытаскивает на плот.
      Чавыча оказалась довольно крупных размеров – метр в длину, по весу – тянет на 15 килограмм. Вот что такое рыбацкое счастье! Ещё раз удивляюсь, как на такой «хлюпенький» воблер взяла такая рыбина!

В общем, окрыленный успехом, я сделал еще заброс… И остался без «счастливого» воблера. Я не проверил карабинчик, который оказался разогнут после сражения с хищником. Еще раз удивляюсь, как рыба не сорвалась!
      Подошли к остальным экипажам. Там уже готовы к фотосессии! По традиции, каждый фотографируется с пока ещё рекордной чавычей. Открыли бутылку 20-летнего коньяка, чтобы отпраздновать первую добычу. Я счастлив!

Далее чавычи стали попадаться всё чаще. Сначала небольшие – килограмм по 4-5, затем Геннадий вытащил 7-килограммовый трофей. Мой отец зацепил чавычу килограмм на десять, долго боролся с ней, когда она пошла поперёк течения то в одну, то в другую сторону! И вытащил, но, к сожалению, рыба ушла, её случайно уронили в воду.
      Начали появляться люди. Двое на моторной лодке несколько раз подплывали к нам, но разворачивались и уплывали, видимо, чего-то опасаясь.

19 июня. Стоянка. Сегодня решили денёк постоять лагерем, отдохнуть немного, тем более что место вроде бы рыбное. Я наконец-то выспался. Поймали несколько небольших чавыч.
       Выше по течению рыбаки приметили рыбное место, но наши моторы не способны передвигаться против такого течения. Эдуард и Сергей отправились пешком, мой отец и Геннадий рыбачат неподалёку от лагеря, на «стрелке». Я пытаюсь комбинировать, хожу то туда, то сюда.
       По рации получили сообщение от Эдуарда, что они поймали два «крокодила», то есть крупных рыбин. Тем временем, идет процесс разделки моей чавычи, и в ней обнаружили полтора литра красной икры!

Пока остальных нет, готовим место для бани – носим дрова, укладываем камни. Валерий развёл костёр. Павел ставит баню-палатку.
       Возвращаются Сергей и Эдуард. Свои трофеи они упаковали в куртку, которую, в свою очередь, привязали к палке, так и несли. Выглядело, мягко сказать, весьма живописно. Из трофеев - два экземпляра довольно крупных, каждая за десять килограмм.

Баня готова. Паримся.
       Павел и Иван отправились порыбачить. Отец и Геннадий ничего не поймали, было лишь несколько сходов хорошей чавычи. Одна даже сломала на блесне 2 крючка.
       Павел вернулся и рассказал историю о том, как он боролся с рыбой. Неподалёку от того места, где рыбачили мой отец и Геннадий, на тихой воде, Павел зацепил на «профессора» чавычу, по всей видимости, довольно крупную. Грузовую лодку, на которой они были, да ещё плюс два человека на борту, рыба взяла на буксир! Завели мотор и причалили, Павел вылез на берег, ещё немного поборолся, но рыба даже не показалась. Просто ушла на глубину, разогнула крючок и отцепилась. Хорошо еще, что блесна осталась цела!

20 июня. Рыбалка. Сегодня у меня был удачный день в плане рыбалки. Мы продолжили спуск по реке, в одной из заводей я вытащил четыре чавычи, причём одна из них – чуть меньше моей рекордной, длина – 95 см. По весу тянет на 13 кг. Тащил я её довольно долго, минут 20. Под конец руки уже не сгибались, кисти очень сильно болели. Вот что значит сильная рыба!
       В этом же месте поймал ещё 4 чавычи Эдуард, все 4-5 килограмм. Часть рыб мы забрали, часть – отпустили.

Наша спутница – собака Ласка, тоже отличилась. Когда Сергей вытаскивал очередную рыбу, Ласка бросилась за ней в воду. Сергей сориентировался, бросил спиннинг и стал спасать собаку. Всё окончилось благополучно, и рыба и собака вытащены на берег.

Эдуард опять увидел медведя. Везёт ему на них!
       Приближаемся к морю. Река стала широкая. Вечером увидели стационарный лагерь, на котором находится друг Ивана – Сергей, и его брат – Андрей. Они сказали, что рыба здесь ловится только утром и вечером, также показали рыбные места.
       Вечером мы встали лагерем в лесу, в довольно удобном в смысле рыбалки месте. Моя чавыча опять оказалась с икрой!
     Приехали друзья Ивана, привезли гостинцы – хлеб, которого у нас стало не хватать, и горячительное. Мы выпили, сфотографировались. Они уплыли, обещали ещё заехать, привезти пива и сигарет.
       Пиво приехало. Мы решили отпраздновать сегодняшнюю рыбалку и устроили застолье. Лучше бы мы это не делали…

21 июня. Море. Подходим вплотную к Охотскому морю. Прохладный солёный ветер несколько ослабляет боль в моём желудке, но всё равно приходится пить лекарства. Не стоило мне вчера перебарщивать с алкоголем!

Река Колпакова в своем устье образует лиман – такая узкая полоска суши между рекой и морем, тянущаяся несколько километров. Высаживаемся. Омываем ноги в соленой воде Охотского моря! На лимане полно чаек, их наверное тысячи тут! Везде попадаются гнезда с отложенными яйцами. Нерпы выглядывают то тут, то там, и с интересом смотрят на нас. Незабываемое зрелище!

Вокруг по берегу валяется много сушеной мойвы, заканчивающей нереститься как раз в этот период. На неё и ловим: навагу, морского бычка и камбалу, на донные удочки, оперативно переделанные из спиннингов. Рыбалка отменная, только успевай удочки забрасывать. Берёт в трёх метрах от берега.

Особенно поразил меня морской бычок. Этакая рыбина с огромной головой и пастью, на голове – шипы, в виде рогов. Под пастью огромное брюхо – и сразу хвост. Ловится отлично, мы его выпускаем, а он опять на крючок садится.

К нам подъехала моторная лодка, вышел человек, никак не представившийся, но, судя по всему, он с ближайшего рыбзавода. Сказал: «Это наша тоня. Уберите хвосты, за них меня е**ть будут.» Хоть мы рыбу в лимане и не ловим, только на море, но хвосты, оставшиеся от пойманных ранее рыб, мы выбросили.
       Чуть позже подъехал ещё один человек. Сказал, что мы спокойно можем ловить тут рыбу, и даже предложил съездить с ними, так сказать, на экскурсию, посмотреть, какую они рыбу сетями ловят. Мы вежливо отказались, потому как, в общем, уже наловились.
       Разбираем катамаран, сдуваем плавсредства. Ждём вертолёт. Экспедиция подходит к концу.
       Борт, по всей видимости, сегодня не придёт. По плану он должен был с нами заночевать, а на следующий день забрать отсюда. Значит, будем ждать «вертушку» завтра.
       Сделали много бутербродов с икрой, отдыхаем.

22 июня. Отъезд. С утра порыбачили на море. Хорошо ловилась камбала.
       Вертолёт задерживается. Валерий периодически звонит в Елизово, там говорят, что борт к нам уже ушёл, но где-то застрял. Погода в Елизово нелётная. Как бы не пришлось нам ночевать здесь ещё…
       Наблюдаю такую картину – летит белоплечий орлан, его окружила стая чаек. Они кидаются на него, суетятся, а ему, такое впечатление, все эти чайкины потуги «до лампочки». Орлан спокойно пролетел над нами и скрылся.
       Вот и борт. Спешно собираем все свои вещи, чтобы их не сдуло в море ветром, создаваемым винтом вертолёта.
       Прощальный снимок на фоне вертолёта и чаек. Погрузились в вертолёт, взлетаем.
       Борт идёт вдоль берега, затем преодолевает Срединный хребет – и вот оно, Елизово!
       В аэропорту прощаемся с нашими проводниками – Иваном и Алексеем. За эти несколько дней мы сдружились с ними, надеюсь, что будем общаться и дальше по электронной почте.
       Экспедиция закончилась. Сейчас мы едем в гостиницу с термальным источником, там пойдём в баню, поужинаем хорошенько и приготовимся к завтрашнему 9-часовому перелёту в Москву.

Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями или родственниками! Для этого нажмите на одну или несколько кнопок социальных сетей, и Ваши Друзья узнают о проекте СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ

• Случайные фрагменты из текстов сайта:

...Изрядно уставших и оголодавших, база нас встретила вкусным ужином и расспросами. Бормотал дизелёк, горели засиженные насекомыми лампочки, трещал и обдавал нас дымком костёр... узнать больше →

© Перепечатка материалов разрешена только с согласия автора.