А теперь нажмите на треугольник, чтобы вернуть сайт на место, и, посетив другие страницы, увидеть новые красивые пейзажи Эвенкии!
Больше не показывать это сообщениеНажмите на треугольник, чтобы увидеть красоту, которая ждёт Вас в путешествии!
Больше не показывать это сообщениеК концу четвертого дня путешествия группа подошла к Анаме.
Первым же делом Олег направился к одной из избушек (зимовий), расположение которой помнил еще с тех времен, двадцатилетней давности. Я не преминул составить охотнику компанию.
Низенькое зимовье сохранилось неплохо. Рядышком была баня, остатки палатки для снегохода, "засольный цех", похожий на летнюю кухню - место для засолки рыбы.
Тут же лежали старенькие сани, точнее то, что от них осталось. Одинокий кустик смородины был когда-то очень давно бережно окружен бордюром из бревен, чтобы ненароком на снегоходе не поломать редкое здесь растение.
Побродив по маленькому "очагу цивилизации", мы присоединились к остальным участникам группы и начали подыскивать место для лагеря.
Озеро Анама располагается в глубокой базальтовой трещине, имеет вытянутую форму, в длину составляет 54 километра. Его площадь - больше 58 квадратных километров. В месте впадения реки вода очень мутная, а также здесь довольно мелко.
Хижина Олега располагалась с противоположной стороны, примерно в 40 километров отсюда - так что при хорошем раскладе нас ожидал еще день пути.
Вечером Олег рассказал, что неподалеку от места нашей ночевки раньше находилось старинное эвенкийское захоронение, и что завтра, если получится, можно туда сходить на разведку. Идею ночевать рядом с кладбищем разделили далеко не все, но не переставлять же лагерь из-за каких-то предрассудков! Да и удобных мест для ночлега с этой стороны озера не так-то много.
Весь следующий день дул сильный ветер, поднимая серьезные метровые волны. Было бы очень опасно двигаться по озеру сейчас. Поэтому вчерашнее приглашение сходить на кладбище приняли все.
Несмотря на непролазную тайгу, Олег без труда привел нас на место. Пройдя немного по звериной тропе, мы первым делом наткнулись на остатки склепа - строение настолько сгнило, что осталось только несколько венцов бревен и холмик посередине. Здесь вечная мерзлота, поэтому рыть могилы - дело весьма трудозатратное, проще положить покойника в небольшую ямку, закидать прах землей и построить над ним склеп - благо, стройматериалов тут завались!
Чуть дальше видим еще один, уже более сохранившийся деревянный склеп, больше похожий на маленькую избушку.
Крыша провалена, двери уже давно нет. Бревна настолько искусно оструганы топором, как будто пропилены на пилораме. Гвозди, которыми крепился деревянный козырек (впоследствии обвалившийся вместе с крышей), сделаны не промышленным способом, а индивидуально кованы, на каждой шляпке - клеймо кузнеца.
Внутри склепа - огромная чугунная плита, украшенная по краям шестиконечными звездами. На плите написано, что здесь захоронен некий тунгус Николай Сукочар-Черный (отчество разобрать не удалось), и что умер он в возрасте 75 лет 18 декабря 1904 г., а плиту эту доставили его благодарные дети.
Кроме плиты, внутри лежит немного кухонной утвари - бронзовые чугунок, котелок. Дно пробито ножом: считалось, что в этом мире эти вещи покойному уже не понадобятся, и он должен их забрать в иной мир. Довершал картину огромный (выше человеческого роста) деревянный крест, стоящий прямо возле обрыва на берегу. Наверное, раньше его было видно за несколько километров.
Сколько трудов нужно было затратить, чтобы доставить сюда такую чугунную плиту, построить склеп, который даже сейчас, через более чем сотню лет, еще продолжает выполнять свою функцию! Ведь тогда еще не было ни вертолетов, ни серьезной техники. Это же целая экспедиция - по реке, потом на лошадях или оленях, подводах. Возможно, потомки старого тугнуса потратили несколько лет своей жизни, чтобы отдать дань памяти своему отцу!
По традиции, чтобы не разозлить духов, каждый из нас положил на плиту по монетке, а Олег - сигарету. Впечатленные, мы вернулись в лагерь.
За играми в карты и обсуждением увиденного время быстро пролетело. Наступил вечер.
© Перепечатка материалов разрешена только с согласия автора.